Пиратство и разбой
 
 
 



Философия моря!

Каракка

29-10-2012, 16:53
Каракка

Каракки царствовали на морях с XIVдо XVI века, будучи наиболее крупными, надёжными и хорошо защищёнными кораблями того времени.

Впервые их начали строить в Португалии, предназначались они в первую очередь для океанских плаваний в Атлантическом, а после начала эпохи географических открытий в Индийском и Тихом океанах. Размеры каракк варьировали от небольших, длиной 20-30 метров судов, наподобие «Санта-Марии» Колумба и «Виктории» Магеллана, до гигантских даже для более поздних деревянных кораблей 60 метров в длину. Водоизмещение их составляло соответственно от 100 до 3500тонн. При этом отличителными особенностями каракк были:

  • Очень широкий корпус, отношение ширины к длине было примерно 1:3, максимум 1:4. Форма его напоминала положенное на бок и на треть срезанное сверху яйцо.
  • Большой завал бортов к палубе, затруднявший абордаж.
  • Очень высокие надстройки на носу (форкастль) и корме (ахтеркастль), достигавшие в высоту до 4 ярусов каждая.
  • Внешние рёбра жёсткости (фендерсы) расположенные с внешней стороны обшивки корпуса.


Каракки несли три или четыре мачты, при этом фок и грот мачты несли парусное вооружение, включая марсели, бизань и бонавентура (при её наличии) несли косое латинское парусное вооружение. Под бушпритом поднимался блинд. Для управления каракками, ввиду их больших размеров для тех времён, применялся колдершток, поскольку штурвал был изобретён только в середине 17 века.

Вооружение каракк для боя на дистанции до конца XV века составляли баллисты, луки и арбалеты, огнестрельное оружие ввиду его тяжести, малой скорострельности и пробивающей способности появилось только в начале XVI века в качестве дополнения, и только на палубе и в надстройках. Пушечные порты начали прорезаться только к концу XVI века. Кроме того каракки несли большое количество солдат, готовых к бою при абордаже.

Закат каракк начался с появлением дальнобойной морской артиллерии. Для установки тяжёлых пушек форкастль и ахтеркастль были непригодны, что показала катастрофа «Мэри Роуз», а средняя часть борта яйцевидной каракки не позволяла вести бортовой огонь по противнику. Каракки постепенно были вытеснены галеонами.

Наиболее известные каракки – «Санта-Мария», на которой Колумб открыл Америку, «Виктория», на которой Магеллан совершил кругосветное путешествие, «Великий Михаил» - флагман шотландского флота в XV веке длиной более 70 метров, «Святая Анна», флагманская каракка мальтийских рыцарей, подводная часть которой и два слоя обшивки над ватерлинией были защищены свинцовой бронёй.





 
 
{online}