Пиратство и разбой
 
 
 



Философия моря!

Люгер

11-10-2012, 14:15
Люгер
Люгер - это малоразмерное трехмачтовое парусное судно, около 20-25 м в длину. Предшественником люгеров были французские «шасс-маре» - двухмачтовые беспалубные суда с круглой кормой, размер которых не превышал 15 м.

В отличие от «шасс-маре» люгер имел палубу и транцевую корму, и нес три мачты - фок, грот и бизань, а также бушприт, который при необходимости мог убираться. Обычное парусное вооружение - три косых люгерных паруса, крепящиеся на палубных мачтах, и кливер на бушприте. Кроме того, для улучшения мореходности на фок и грот мачтах могли дополнительно располагаться топселя. Бизань-мачта, как правило, выносилась ближе к корме, что придавало люгеру хорошую маневренность. Военные люгеры, помимо стандартных парусов, имели на палубных мачтах еще и брамсели, крепившиеся на "летучие" удлиннения мачт, а также от одного до трех стакселей, установленных на вынесенном бушприте.

Люгеры широко использовались в торговых и военных кампаниях. Вдобавок они пользовались большой популярностью у контрабандистов - за малый размер, затруднявший обнаружение люгера, и отличные мореходные качества, позволявшие в большинстве случаев уходить от преследования больших военных кораблей.

Конструкция корпуса позволяла разместить на люгере по 3-4 пушки с каждого борта, что, конечно, не позволяло ему вступать в артиллерийские дуэли с крупными судами, но вполне позволяло обстреливать противника книппелями (специальный снаряд, состоящий из двух небольших ядер, соединенных цепью), повреждая его такелаж и лишая парусного вооружения.

При этом люгер мог успешно маневрировать, уклоняясь от ответного огня, используя свое преимущество в скорости и маневренности. Поэтому торговый люгер, даже будучи перехваченным одиноким пиратским кораблем, мог избежать абордажа и оторваться от преследования, если, конечно, его команда действовала смело и решительно.

Благодаря этим особенностям и в силу хороших мореходных качеств люгеры получили большое распространение во второй половине 18-го века. Они входили в составы военных и торговых флотов многих стран, в том числе Франции и Великобритании.





 
 
{online}